Отчего перевелись витязи на Святой Руси
Когда-то Льву Александровичу Мею нашему известному
русскому поэту девятнадцатого века сибирский казак Иван Андреев рассказал
былину «Отчего перевелись витязи на Святой Руси». Поскольку она длинная, я
поместил её в Приложение, а здесь привожу её пересказ из книги писателя С.Н. Сергеева-Ценского «Бурная весна».
«Среди
русских былин есть очень примечательная о том, "Как перевелись витязи на
святой Руси". После одной из своих побед "на Сафат-реке"
расхвастались витязи, что побьют и "силу нездешнюю". И
"нездешняя сила" не замедлила явиться, чтобы наказать их за
святотатство. Она предстала перед ними в лице двух воителей, которые тут же
пошли на них боем.
Первый
же витязь перерубил их пополам одним взмахом меча, но их стало четверо, и они
снова идут боем на витязей. Второй перерубил пополам этих четверых в два
взмаха, – их стало восьмеро, и живы все. После действий третьего витязя их
стало шестнадцать, четвертый сделал из них тридцать два, и когда кинулись на
них все витязи, то благодаря их же геройству и силе перед ними выросло такое
неисчислимое войско, что витязи испугались и обратились в бегство. Они
бросились "в Киевские горы, в каменные пещоры",
а, подбежав к горам, – окаменели сами. Отчего же окаменели? Конечно, от ужаса
перед непостижимым».
«Как
подбежит витязь к горе, так и окаменеет; Как подбежит другой, так и окаменеет»
Как подбежит третий, так и окаменеет… С тех пор и
перевелись витязи на Святой Руси!»
Я
не раз убеждался в том, что наши предки оставили нам все сокровища, которыми
владели, не только материальные, но и духовные. Надо лишь суметь их распознать
и суметь правильно распорядиться. Они оставили нам русский язык - сокровищницу
Силы и Знаний о мироустроении. Тот, кто владеет
словом, тот владеет Силой. Не зря в этом слове корнем, как мне видится,
является лов – ловить. Слово – словить – поймать -
владеть. А что несёт в себе слово? Образ. Тот, кто умеет создавать образы и
выпускать их в мир, тот по-настоящему владеет Силами мира.
Ещё наши
предки оставили нам сказки, былины, песни, традиции и мифологию. Традиции и
мифология пришли к нам сильно поистрепанными и везде, где можно, были искажены
(особенно это касается последней), чтобы разорвать наши связи с прошлым. Однако
по крупицам всё равно можно составить картину целого. Почему? Потому что Знание
всегда присутствует в мире, как его ни истребляй. Приходит время, и оно опять
выходит наружу.
Отчего
перевелись богатыри на Руси?
Когда-то на
Руси было неисчислимое множество богатырей и богатырок. Почему? Потому что мы
чтили Волоса, то есть Силу Жизни. Всё, что живое, - всегда сильное. Сравните
силу животного, скажем, крупной собаки, и силу современного человека… Я уж не
говорю о диких животных.
Наши
предки почитали Жизнь, поэтому они были сильные, рослые, открытые, свободные и
доброжелательные люди, как их описывали путешественники. «Но ведь и сейчас мы
любим и ценим жизнь?» - спросите вы. «Мы любим и ценим свои понятия о жизни, а
не саму Жизнь», - отвечу я вам. ПОНЯТИЯ…
Давайте суммируем то, что говорится в былине. От иноземной силы
явилось двое, и витязи их не узнали. Когда разрубают, то есть истребляют эту
иноземную силу, она удваивается. Чем больше её уничтожают, тем больше её
становится. Наконец, её стало столько, что богатыри дрогнули, побежали и
превратились в камень. Они превращались в камень, подбежав к горе. Почему? Что
особенного скрывается в горе, что можно окаменеть, приблизившись к ней?
Интересно, что в русском языке есть устойчивые словосочетания: «окаменеть от
горя», «застыть в горе». Гора – гóре.
На Руси все были богатыри, потому что мы славили Жизнь. И все окаменели от
горя, застыли в горе? Мы - это застывшие в горе богатыри? В каком горе? Какое
горе пришло к нам на русскую землю? И почему, воителей появилось двое? Почему
они размножаются, когда их уничтожаешь, разрубая пополам? Давайте толковать.
Толкование
былины
Прежде
всего, обратите внимание, что сначала богатыри бились с басурманами и одолели
их, а потом Алёша Попович сказал: «Подавай нам силу нездешнюю...» Басурманская
сила - здешняя, знакомая, мереная и перемеренная, а ему подавай силу нездешнюю… Толкуя старинные сказания, былины и песни нужно помнить,
что сознание в средние века было единым, то есть слово и образ были связаны, а
наши предки ведали и видели. Это означает, что все вещи они называли своими
именами, «что вижу, то и пою». Следовательно, при толковании древних текстов и
сказаний нужно не только владеть языком символов, но и быть буквальным.
Кстати
язык символов пробуждается сам, когда находишься в тишине. Чем больше
находишься в тишине и безмолвии, или « в стихе», как ещё называли это состояние
наши предки, тем лучше понимаешь этот язык. Почему? Потому что переходишь в
разум, в котором все вещи и явления связаны друг с другом и нет
никакого труда увидеть их общность и одновременно самобытность. Именно
эта общность и помогает видеть, что данный символ/образ в тексте, например,
обозначает именно такое-то явление и толкуется именно так, а не иначе.
«Сила
нездешняя…» Я считаю, что речь здесь идёт о другой, потусторонней силе.
Подтверждением этому является то, что воители «слетели» к ним на бой и их при
этом их «не узнали». И, кстати, всюду в тексте эта Сила пишется с большой
буквы.
Заметка
Интересно,
что не узнали… Значит, знали когда-то, а здесь не
узнали, что-то изменилось в витязях, раз не узнали.
Но
потусторонняя сила потусторонней силе рознь. Обычно, под такой силой люди
понимают какие-то живые существа, которые не имеют материальную форму и живут
по ту сторону, или некие силы, типа информационного поля, эгрегоров
и прочих, как принято сейчас называть, энергетических образований. Но
существуют ещё более, так сказать, нездешние силы. Это силы, которые лежат в
основе мироустройства и его правильной работы. Эти Силы стоят над всем. «Дао
породило одно, одно породила два, два породило три, три породило всё множество
вещей» - знаменитое высказывание из Дао-дэ-цзин. Так
вот Дао, одно, два, три, пять, семь, девять и т.д., включая законы типа Закона
Посоха, и пр. (см. Путь К Свободе. Строение
и законы дуальной вселенной») - всё это, можно сказать, Силы, которые правят
самими мирами, проявленным и непроявленным, со всем
тем, что в них обитает.
«И вещали
они (воители – В.Ж.) громким голосом: «А давайте с нами, витязи, бой держать;
Не глядите, что нас двое, а вас семеро». Семёрка это цикл, который правит
изменениями в материи. Материальная форма – образ - меняет себя и свою
оболочку, следуя циклу семёрки. Особенно это ясно видно по семилетнему циклу.
Двойка или двойственность - это уже относится к мироустроению.
Двойка заведомо главнее и, так сказать, сильнее семёрки, потому что она и в
материи создаёт противоположности.
Воителей
было двое, а богатырей – семеро. Получается, что против возгордившейся материи
выступила двойственность – кто кого победит. Материя считает, что она выше,
хочет владеть всем миром, а двойственность уравнивает вещи и явления, помещая их друг против друга, и делает разными, полностью
отличными и одновременно зависимыми друг от друга. Вспомните, как живёт и
действует магнит. Двойственность весь мир делит пополам, и она же создаёт Добро
и Зло. И двойственность делает мир Целым.
Богатыри –
материя – не узнали двойственность, потому что когда была написана эта былина,
дух уже отделили от материи, а зрение затмилось от гордыни. Я считаю, что это
предание было написано не раньше конца семнадцатого - начала восемнадцатого
века, когда материя уже получила самостоятельное существование, ум-эго с его
гордыней сформировался и из русского языка убрали
двойственное число. Ведь с помощью именно двойственного числа наши предки
узнавали, что мир двойственный. То, что это предание было написано именно в это
время, указывает также и тот факт, что время боёв и поединков в нём указывается
с точностью до минуты.
Далее
начался поединок. Разрубили двоих, вместо них появилось четыре других,
разрубили четверых, вместо низ появилось восемь новых,
и т.д. Нездешняя сила всё время удваивается, когда её разрубают пополам. Почему
такое происходит? Приведу отрывок из предыдущей книги «Вращение Силы» из главы
«Плохо-хорошо».
«Известно,
что любой человек делит мир, в котором живёт на плохой
и хороший. Соответственно, все вещи и явления в этом мире у него тоже либо
плохие, либо хорошие. Сам же человек старается быть выше и лучше, а то, что
ниже и хуже, он отрицает.
Эту
способность человека делить мир на плохой и хороший я
внимательно и подробно исследовал в своих книгах. Я писал, что нет плохого и
хорошего, с точки зрения целого. Я дописался. Сейчас мне всё чаще стали
попадаться люди, в том числе и не читавшие мои книги, которые в разговоре друг
с другом то и дело повторяют: "Нельзя делить на плохо и хорошо"»
Раньше было
просто плохое и хорошее. Теперь стало плохо делить на
плохо и хорошо, а хорошо – не делить.»
Вот
вам и решение. Когда вы обнаружили, что поступаете неправильно, что вы
сделаете? Будете исправлять своё поведение, делать его лучше. То есть вы опять
поделите связанные с данной ситуацией мысли и поступки на
плохие и хорошие. Ум делает это всегда и автоматически, не осознавая, своих
действий. Далее, я, например, опять поймаю вас и укажу на вашу ошибку, и вы
опять поменяете своё поведение. И опять будете делить на
плохо и хорошо. И т.д. Всё вышесказанное я представил в виде схемы (см. Рис…).
Что происходит с человеком, когда он делит на «плохо» и «хорошо», всё время поправляя себя в сторону «хорошо»? Чтобы ясно понять
это, надо привлечь современные знания о работе компьютеров. Так вот если
говорить компьютерным языком, происходит переполнение разрядной сетки, память
забивается пустой информацией и компьютер встаёт, то есть окаменевает, так
сказать.
Я проделал
вышеописанные действия с «плохо» и «хорошо»? И что я почувствовал? То же самое
приближение горя от безысходности уже на четвёртом шаге. То есть я четыре раза
поправил себя, становясь лучше и лучше, и уже на четвёртом шаге, как и сказано
в былине, мой ум стал застывать. Пренеприятные, доложу я вам ощущения, когда
хочешь быть выше и лучше, наяву неприятные. Кстати, пожилые люди становятся менее подвижными тоже по этой причине – они застывают в
горе.
Целое
разделило себя на два, чтобы существовать. Двойственность - Добро и Зло -
всегда присутствует в этом мире и их бесполезно уничтожать. Наши предки в
предании «Отчего перевелись витязи на Святой Руси» передали нам, что не гоже
взращивать в себе гордыню, возвышаться над миром, хотеть быть самыми сильными и
самыми лучшими. А мы что делаем? Всё хотим быть впереди планеты всей? Они также
передали нам, что нельзя бороться и выводить из обихода двойственность, нельзя
любить только хорошее, только жизнь, только верх, только богатство, и т.п.
Нужно признать и поклониться плохому, злу, смерти, нищете, низу, тогда
целостность придет в мир, и наши люди обретут крылья. Птицы-то летают, потому
что у них два крыла. Да и мы с вами ходим на двух ногах, но вот стали
предпочитать пользоваться только одной рукой и одной половиной мозга,
признавать только свою правоту.
Главная
ловушка ума-эго
Самое
интересное, что здесь открывается ловушка, которую очень, очень трудно увидеть
и осознать. Эта ловушка – суть ума-эго, в котором живут сейчас люди.
Вы ведь
хотите стать лучше, когда делаете свой выбор, не так ли? А делаете его с
помощью «плохо»… Видите? Таким образом, чтобы стать лучше, вы развиваете в себе
видение плохого. Чем бы вы ни занимались по жизни,
какому бы распрекрасному духовному учению ни следовали, как бы религиозны вы ни
были, вы всё равно развиваете в себе видение плохого, чтобы стать лучше… Потому что становитесь умнее и дальновиднее.
Каков
ум такая и жизнь. Какие мысли такие и действия. Ваша жизнь действительно
становится лучше со временем? Если это так, то куда подевались те радости и
лёгкость молодости?
Когда-то
мама впервые сказала ребёнку, что так делать нельзя, так сделать плохо. Потом
она повторила это ещё и ещё раз, нашлёпала по попке, и ребёнок с тех пор решил
быть лучше. Даже самые отъявленные бунтари и революционеры делают всё, чтобы
улучшить если не свою жизнь, то жизнь людей точно. Потому что они умные и знают
что лучше.
Жизнь
идёт, а вы становитесь всё лучше за счёт плохого. Со
временем ваше лучшее опять станет плохим, а вы опять постараетесь стать лучше.
И так без конца, впрочем, конец всё-таки есть: чем больше плохого видишь
вокруг, тем больше застываешь в горе. Ты – лучший, но застыл в горе, поскольку
кругом всё плохо. И никакие уже продвинутые методы работы с собой, никакие
редкие лекарства не помогают, потому что всё плохо…
Суть
современного ума, в котором живёт человек, это всюду видеть плохое. Юдоль горя
и печали. Горе от ума.
Приложение
1
В 1840 году
мне довелось встретить у его превосходительства Дмитрия Богдановича Броневского, бывшего директора Император-
ского Царскосельского лицея, — старого сибирского
казака Ивана Андреева... прозвище его я позабыл. Пришел он из Сибири пеш- ком — взглянуть на Питер и просить, чтобы всех его трех
сыновей приняли на службу царскую. Он рассказал мне две сказки: первая, о
«Маринке Калайдайшне», представляет незначительные
изменения известного народного рассказа, вторая, без заглавия, передается
здесь. От меня, через третьи руки, досталась она г. Шевыреву
и занесена им в «Чтения о русской словесности», а потом разбита г. Вельтманом на стихи — и напечатана в «Московитянине»
1849 года. В обоих случаях она подверглась некоторым поправкам, конечно
вероятным и уместным. Печатаю ее, как записал, со всеми анахро- низмами,
со всеми переводами голоса старого рассказчика. Этот смелый вымысел — выражение
богатырской самоуверенности рус- ского
народа — должен быть передан во всеуслышание. Сказка кой- где искажена временем
и обстоятельствами; но сложена очень давно. Доказательства на лицо.
(1856)
ПРЕДАНИЕ— ОТЧЕГО ПЕРЕВЕЛИСЬ ВИТЯЗИ НА СВЯТОЙ РУСИ
(Сибирская
сказка)
Выезжали на Сафат-реку, на закате красного солнышка,
Семь
удалых русских витязей, Семь могучих братьев названых:
Выезжал Годенко Блудович, да Василий Казимирович, да Василий Буслаевич,
Выезжал
Иван Гостиный сын, Выезжал Алеша Попович млад,
Выезжал
Добрыня-молодец, Выезжал и матерой казак, Матерой казак Илья Муромец.
Перед
ними раскинулось поле чистое,
А на том на поле старый дуб стоит,
Старый
дуб стоит, кряковястый.
У того ли
дуба три дороги сходятся:
Уж
как первая дорога ко Нову-городу,
А вторая-то
дорога к стольному Киеву,
А
что третия дорога ко синю
морю далекому...
Та дорога
прямоезжая, прямоезжая дорога, прямопутная:
Залегла
та дорога ровно тридцать лет,
Ровно
тридцать лет и три года.
Становились
витязи на распутии,
Разбивали бел-полотнян шатер,
Отпускали
коней погулять по чисту полю.
Ходят кони
по шелковой траве-мураве,
Зеленую
траву пощипывают,
Золотою
уздечкою побрякивают,
А
в шатре полотняном витязи опочив держат.
Было так —
на восходе красного солнышка
Вставал
Добрыня-молодец раньше всех,
Умывался
студеной водой,
Утирался
тонким полотном,
Помолился чудну образу.
Видит
Добрыня за Сафат-рекой бел-полотнян
шатер:
В том ли
шатре залег Татарчонок,
Злой
Татарин-басурманчонок.
Не
пропускает он ни конного, ни пешего,
Ни
езжалого доброго молодца.
Седлал
Добрыня своего борзого коня;
Клал
на него он потнички,
А на
потнички коврички,
Клал
седельце черкасское,
Брал копейце урзамецкое,
Брал
чингалище булатное,—
И садился на
добра коня.
Под
Добрыней конь осержается:
От сырой
земли отделяется,
Выходы
мечет по мерный версте,
Выскоки мечет по сенной копне.
Подъезжает
Добрыня ко белу шатру
И кричит
зычным голосом:
«Выходи-ка,
Татарчонок, злой Татарин- бусурманчонок:
Станем мы с
тобой честный бой держать!»
Втапоры выходит Татарин из бела шатра
И садится на
добра коня.
Не
два ветра в поле слеталися,
Не две тучи
в небе сходилися-
Слеталися-сходилися два удалые витязя...
Ломалися копья их острые,
Разлетались
мечи их булатные:
Сходили
витязи с добрых коней
И
хватались в рукопашный бой.
Правая ножка
Добрыни ускользнула,
Правая
ручка Добрыни удрогнула,—
И валился он
на сыру землю.
Скакал
ему Татарин на белы груди,
Порол ему
белы груди,
Вынимал
сердце с печенью.
Было так —
на восходе красного солнышка
Встал
Алеша Попович раньше всех,
Выходил он
на Сафат-реку,
Умывался
студеной водой,
Утирался
тонким полотном,
Помолился
чудну образу.
Видит он
коня Добрынина:
Стоит
борзый конь оседланный и взнузданный,
Стоит борзый
конь, только невесел,—
Потупил
очи во сыру землю:
Знать,
тоскует он по хозяине,
Что
по том ли Добрыне-молодце.
Садился
Алеша на добра коня,—
Осержался под ним добрый конь,
Отделялся от
сырой земли.
Метал
выходы по мерный версте,
Метал выскоки по сенной копне.
Что
не бель во полях забелелася-
Забелелася ставка богатырская;
Что
не синь во полях засинелася-
Засинелись
мечи булатные;
Что
не крась во полях закраснелася-
Закраснелася кровь с печенью.
Подъезжает
Алеша ко белу шатру—
У того ли
шатра спит Добрыня-молодец,
Очи
ясные закатилися,
Руки сильные
опустилися,
На
белых грудях запеклася кровь.
И кричит
Алеша зычным голосом:
«Вылезай-ка
ты, Татарин злой,
На честной
бой, на побраночку!»
Отвечает
ему Татарчонок:
«Ох ты гой еси, Алеша Попович млад!
Ваши
роды неуклончивы,
Неуклончивы
ваши роды, неустойчивы-
Что
не стать тебе со мной бой держать».
Как возговорит на то Алеша Попович млад:
«Не
хвались на пир идучи,
А хвались с пиру идучи».
Втапоры выходит Татарин из бела шатра
И садится на
добра коня.
Не
два ветра в поле слеталися,
Не две тучи
в небе сходилися-
Сходилися-слеталися два удалые витязя:
Ломалися копья их острые,
Разлетались
мечи их булатные,
И сходили
они с добрых коней,
И
хватались в рукопашный бой.
Одолел Алеша
Татарина:
Валил
его на сыру землю,
Скакал ему
на белы груди,
Хотел
ему пороть белы груди,
Вынимать
сердце с печенью.
Отколь
тут ни взялся черный ворон,
И вещает он
человеческим голосом:
«Ох ты гой еси, Алеша Попович млад!
Ты послушай
меня, черного ворона:
Не
пори ты Татарину белых грудей,
А слетаю я
на сине море,
Принесу
тебе мертвой и живой воды:
Вспрыснешь
Добрыню мертвой водой—
Срастется
его тело белое;
Вспрыснешь
Добрыню живой водой-
Тут
и очнется добрый молодец...»
Втапоры Алеша ворона послушался,—
И
летал ворон на сине море,
Приносил
мертвой и живой воды.
Вспрыскивал
Алеша Добрыню мертвой водой-
Срасталося тело его белое,
Затягивалися раны кровавые;
Вспрыскивал
его живой водой—
Пробуждался
молодец от смертного сна.
Отпускали
они Татарина.
Было
так — на восходе красного солнышка
Вставал Илья
Муромец раньше всех,
Выходил
он на Сафат-реку,
Умывался
студеной водой,
Утирался
тонким полотном,
Помолился чудну образу.
Видит
он: через Сафат-реку
Переправляется
сила басурманская,
И
той силы добру молодцу не объехать,
Серому волку
не обрыскати,
Черному
ворону не облетети.
И кричит
Илья зычным голосом:
«Ой,
уж где вы, могучие витязи,
Удалые
братья названые?»
Как
сбегалися на зов его витязи,
Как садилися на добрых коней,
Как
бросалися на силу басурманскую:
Стали силу
колоть-рубить.
Не
столько витязи рубят, сколько добрые кони их топочут.
Бились три
часа и три минуточки-
Изрубили
силу поганую.
И стали
витязи похваляться:
«Не
намахалися наши могутные плечи,
Не уходилися наши добрые кони,
Не
притупились мечи наши булатные!»
И говорит Алеша Попович млад:
«Подавай
нам силу нездешнюю-
Мы и с той
силою, витязи, справимся!»
Как
промолвил он слово неразумное,
Так и
слетели двое воителей,
И
вещали они громким голосом:
«А давайте с
нами, витязи, бой держать;
Не
глядите, что нас двое, а вас семеро».
Не узнали
витязи воителей...
Разгорелся
Алеша Попович на их слова,
Поднял он
коня борзого,
Налетел
на воителей
И разрубил
их пополам со всего плеча:
Стало
четверо — и живы все.
Налетел на
них Добрыня-молодец,
Разрубил
их пополам со всего плеча:
Стало
восьмеро — и живы все.
Налетел
на них Илья Муромец,
Разрубил их
пополам со всего плеча:
Стало
вдвое более — и живы все.
Бросились на
Силу все витязи,
Стали
они Силу колоть-рубить...
А Сила все
растет да растет,
Все
на витязей с боем идет...
Не столько
витязи рубят,
Сколько
добрые кони их топчут...
А Сила все
растет да растет,
Все
на витязей с боем идет...
Бились
витязи три дня, три часа, три минуточки;
Намахалися их плеча могутные;
Уходилися кони их добрые;
Притупились
мечи их булатные...
А Сила все
растет да растет,
Все
на витязей с боем идет...
Испугались
могучие витязи:
Побежали
в каменные горы, в темные пещеры …
Как подбежит
витязь к горе, так и окаменеет;
Как
подбежит другой, так и окаменеет;
Как подбежит
третий, так и окаменеет…
С тех-то пор и перевелись витязи на святой Pycи!